Гироскопический тренажёр извилин от " Абсолютная ТО "
09.03.2016 Если математикам понятно, что силы, вызывающие безинерционную прецессию, возникают из фундаментального уравнения механики, мне всё таки как механику и любителю естествознания хотелось бы выявить причины такого поведения гироскопа. Тем более что на мой взгляд даже парадокс трансформатора (в частности безинерционный характер тока в активной нагрузке вторичной обмотки) каким то пока непонятным образом связан с поведением гироскопа. Непонятно потому, что силы эти внутренние, скрытые от нелюбопытного глаза. Поскольку нет возможности мастерить механическую модель волчка, понятную для учащихся школы 19, придётся обойтись мысленной с подробным словесным портретом. Берём старое велоколесо, на двух примерно перпендикулярных диаметрах снимаем 4 спицы. Симметрично относительно оси колеса для сохранения центра масс и совпадения оси колеса и оси момента инерции ставим вместо спиц два грузика на пружинной прямой тонкой проволоке так, чтобы они немного не доставали до обода. Ещё два грузика по другому диаметру привязываем ко втулке на такой же длине бечёвккой. Чтобы они не путались в спицах, можно другой бечёвкой подвязать к ободу, но чтобы было некоторое провисание при горизонтальном положении колеса, и соответственно вертикальном положении его оси. Нижний конец оси закрепить в шарнире или установить в лунку. Для верхнего конца велооси сделать прямой копир, чтобы можно было наклонить ось касаясь прямой стороны копира так, чтобы предотвратить прецессию. Но мысленно наклонять ось , чтобы она всё время находилась в одной плоскости, а не тащилась по воле прецессии, не составит труда и без копира, или прямой прорези в доске для верхнего конца оси. Теперь можно закрутить колесо так, чтобы грузики на верёвке поднялись поближе к плоскости обода. Пока можно немного потренироваться, представив себя пилотом с ручкой штурвала, сидящей на оси колеса и следить за поведением грузиков на бечёвке и пружинных спиц с грузами при высшем пилотаже.